«Технология посещения и анализа урока»
Главная цель анализа - определить связь между деятельностью учителя на уроке и результат его труда, выраженными в умственном развитии учащихся, их культуре, эрудиции, умении применять знания на практике. Насколько методически грамотно была построена и обоснована деятельность учителя, настолько высок его результат.
Анализ урока решает ряд проблем:
- Осуществляется контроль фактического выполнения государственного образовательного стандарта, учебных программ.
- Определяет научно-теоретический и методический уровень преподавания.
- Выявляет уровень усвоения учебного материала школьниками.
- Предупреждает или устраняет возможные ошибки и погрешности учителя в работе с учащимися.
- Оказывает своевременную и необходимую методическую и практическую помощь учителю.
- Изучает и обобщает опыт учителя с целью его распространения.
- Даёт объективную оценку педагогической деятельности учителя.
Технология анализа урока должна способствовать повышению эффективности учения и преподавания, поднимать целостный учебно-воспитательный процесс на качественно новый уровень.
К общим целям можно отнести следующие:
- изучение опыта работы педагога-новатора;
- роль и значение применения технологии личностно-ориентированного обучения в учебном процессе;
- пути повышения творческой активности школьников;
- оптимальность выбора форм и методов в изучении предметов естественно-математического цикла;
- управление учебной деятельностью учащихся на уроке;
- роль межпредметных связей в формировании знаний, умений, навыков.
Среди частных целей можно назвать следующие:
- организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения решению математических задач;
- практическая направленность знаний учащихся на уроках физики;
- роль проблемных ситуаций на уроках информатики.
Целью посещения и анализа урока может быть:
- аттестация учителя;
- организация эксперимента;
- подготовка и проведение семинаров, совещаний, педсоветов;
- деятельность методических объединений и творческих групп;
- индивидуальная работа с учителем;
- изучение особенностей конкретной учебной группы или класса учащихся и так далее.
Предупреждать ли заранее учителя о том, что его уроки будут посещать?
Часто в практике наблюдается, не предупредив учителя, прийти к нему на урок и сесть на последнюю парту - это не корректно. Во-первых, не каждый учитель может собраться с мыслями и не отреагировать на внезапное посещение, а значит, урок может не достичь цели. Во-вторых, растерянность учителя может сказаться на его авторитете среди учащихся. В-третьих, предупредив учителя заранее, вы даёте возможность ему показать свой потенциальный уровень, и в дальнейшем учителю ничего не остается, как также качественно готовиться ко всем учебным занятиям.
Перед посещением урока целесообразно предварительно разработать основные вопросы и задачи, которые следует изучить в процессе наблюдения.
Например.
Цель посещения: развитие логического мышления учащихся на уроке.
Задачи:
- Выявить эффективность методов и приемов, используемых учителем для развития логического мышления учащихся (выделение в тексте главного, составление плана ответа, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать и т.д.)
- Пронаблюдать, как ведется работа над новыми понятиями и их смысловым содержанием.
- Являются ли вопросы учителя средством развития логического мышления учащихся.
- Определить наличие связей нового учебного материала с ранее изученным.
Цель посещения: эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.
Задачи:
- Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.
- Посмотреть, прививает ли учитель учащимся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
- Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.
- Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.
Цель посещения: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
Задачи:
- Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.
- Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.
- Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует ли на них внимание этих учащихся.
Умение анализировать свой урок учителю дает возможность:
- формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
- развивать умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
- формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
- формировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
От умения анализировать свой урок во многом зависит умение учителя прогнозировать, планировать, организовывать, контролировать, корректировать свою педагогическую деятельность. А это в свою очередь способствует совершенствованию педагогического мастерства.
Поэтому важно научить учителя методике самоанализа, развивать чувство самокритичности, формировать умение видеть урок как целостную систему и в то же время осмысливать каждый свой шаг. |