Онлайн-олимпиада «Универсальные компетенции в программировании и информатике» от Московского педагогического государственного университета, Учи.ру и Лондонского университета
Варианты решения заданий отборочного тура онлайн-олимпиады «Универсальные компетенции в программировании и информатике» (8 и 9 класс). Олимпиада проводится образовательной платформой UCHi.RU и Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ).
Задания отборочного тура олимпиады
«Универсальные компетенции в программировании и информатике»
Перестановка
Сколько перестановок можно составить из трёх букв a, b, c? Впиши ответ.
Решение:
Расположение n различных элементов в определенном порядке называется перестановкой без повторений из n элементов.
Число различных перестановок без повторений из n элементов обозначается Pn и равно: Pn = n!
Прогул информатики
Юля, Ира и Валя прогуляли информатику, при этом Юля потом сказала: «Я никогда не призывала к прогулу, это была идея Иры». Ира возразила: «Это была не я, а Валя». Валя ответила: «Идея пришла в голову Ире, а я пошла за компанию». Слова двух учениц правдивы наполовину, а одна из них солгала во всём. Кто был инициатором прогула?
Решение:
У каждой девочки 2 высказывания, запишем их в формальном виде:
Юля: 1. Это не Юля. 2. Это Ира.
Ира: 1. Это не Ира. 2. Это Валя.
Валя: 1. Это не Валя. 2. Это Ира.
Составим таблицу, в которой отметим истинность каждого высказывания единицей, а ложь - нулём.
Имя девочки
Если зачинщица Юля
Если зачинщица Ира
Если зачинщица Валя
Юля
0 0
1 1
1 0
Ира
1 0
0 0
1 1
Валя
1 0
1 1
0 0
Юля оба раза соврала, а остальные сказали один раз правду, а второй - нет.
Юля и Валя оба раза сказали правду, а Ира соврала.
Ира оба раза сказала правду, Валя оба раза соврала, Юля сказала один раз правду, а второй - нет.
Ответ: инициатором прогула была Юля, так как только этот вариант подходит под условие задачи.
Секции
В классе 22 школьника. Из них 8 дополнительно занимаются пением, 10 - баскетболом, 14 - плаванием, 4 - пением и баскетболом, 5 - пением и плаванием, 6 - плаванием и баскетболом, а 2 занимаются во всех трёх секциях. Сколько школьников ничем дополнительно не занимаются?
Решение:
Построим таблицу в соответствии с условием задачи.
Анализируя таблицу видим, что дополнительно занимаются пением - 8 школьников, баскетболом - 10, плаванием - 14 школьников. Пением и баскетболом - 4, пением и плаванием - 5, плаванием и баскетболом - 6 школьников. Всем занимаются 2 школьника.
Ответ: ничем дополнительным не занимаются 3-е школьников.
Распределение оценок
По итогам экзаменов из 37 студентов оценку «отлично» по экономике получили 15 человек, по физике - 16, по психологии - 19, по экономике и физике - 7, по экономике и психологии - 9, по физике и психологии - 6. «Отлично» по всем трём предметам получили 4 студента. Сколько студентов получили хотя бы по одной оценке «отлично»?
Решение:
В соответствии с условиями задачи построим таблицу.
Обращаясь к таблице видим, что отличных оценок по экономике - 15, по физике 16, по психологии - 19.
По экономике и физике - 7, по экономике и психологии - 9, по физике и психологии - 6. По всем трём предметам - 4 и получается, что хотя бы по одной оценке «отлично» получили 32 студента.
Ответ: хотя бы по одной оценке «отлично» получили 32 студента.
Победители олимпиад
Ваня, Женя, Алла, Паша и Коля стали победителями олимпиад по русскому языку, математике, астрономии, литературе и географии. Известно, что: 1) победитель олимпиады по астрономии учит Ваню и Женю разбираться в звёздах; 2) Алле и Паше тоже нравится астрономия; 3) Женя не любит русский язык; 4) Алла, Женя и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; 5) Женя и Алла поздравили победителя по математике; 6) у Вани мало времени на литературу. Соедини имена победителей олимпиад с названиями предметов.
Ответ: Ваня - математика, Женя - география, Алла - русский язык, Паша - литература, Коля - астрономия
Чемпионат мнений
В первенстве по теннису в четвёрку лучших вошли Алёна, Аня, Катя и Оля. Один из болельщиков считает, что в дальнейших состязаниях первой будет Алёна, а Аня займет второе место. Другой болельщик думает, что на втором месте будет Катя, а Оля будет на четвёртом. Третий считает, что третье место достанется Оле, а Алёна займёт второе. Каждый из болельщиков оказался прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на чемпионате заняли Алёна, Аня, Катя и Оля?
Решение:
Запишем мнение болельщиков в таблицу. Истинные утверждения будем обозначать знаком «+», ложные - знаком «-».
Предположим, что прогнозы болельщиков распределились следующим образом.
1 вариант:
Болельщик
1 место
2 место
3 место
4 место
Болельщик-1
Алёна (+)
Аня (-)
Болельщик-2
Катя (+)
Оля (-)
Болельщик-3
Алена (-)
Оля (+)
2 вариант:
2 вариант невозможен, так как в этом случае на втором месте одновременно окажутся Аня и Алёна.
Болельщик
1 место
2 место
3 место
4 место
Болельщик-1
Алёна (-)
Аня (+)
Болельщик-2
Катя (-)
Оля (+)
Болельщик-3
Алёна (+)
Оля (-)
Ответ: Алёна - 1 место, Аня - 4 место, Катя - 2 место, Оля - 3 место
Прогнозы
В первом туре школьного конкурса в четвёрку лучших вошли Андрей, Ира, Аня и Маша. Один из болельщиков предположил, что во втором туре первое место займёт Андрей, а Аня будет второй. Другой болельщик думал, что Ира займёт четвёртое место, второе же место достанется Маше. Третий болельщик был уверен, что Ира займёт третье место, а на втором месте будет Андрей. Каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Соедини имена конкурсантов и места, которые они заняли.
Решение:
Мнения болельщиков запишем в таблицу. Истинные утверждения будем обозначать «+», ложные - знаком «-».
Предположим, что прогнозы болельщиков распределились следующим образом.
Вариант 1
Болельщик
1 место
2 место
3 место
4 место
Болельщик-1
Андрей (+)
Аня (-)
Болельщик-2
Маша (+)
Ира (-)
Болельщик-3
Андрей (-)
Ира (+)
Вариант 2
2 вариант невозможен потому, что в этом случае на втором месте окажутся одновременно Аня и Андрей, а этого не может быть.
Болельщик
1 место
2 место
3 место
4 место
Болельщик-1
Андрей (-)
Аня (+)
Болельщик-2
Маша (-)
Ира (+)
Болельщик-3
Андрей (+)
Ира (-)
Ответ: Андрей - 1, Маша - 2, Ира - 3, Аня - 4.
Металл
Алина, Коля и Лёша после уроков нашли в кабинете физики маленькую гирьку. Алина сказала: «Эта гирька из латуни, и весит она, скорее всего, 5 г». Коля предположил, что гирька весит 3 г и сделана из меди. Лёша же решил, что гирька не из латуни и весит 4 г. Учитель физики ответил, что каждый из ребят прав только наполовину. Из какого металла - латуни (Л) или меди (М) - изготовлена гирька и каков её вес?
Допустим, что предположения распределились следующим образом.
Вариант 1
Имя
Материал
Вес, г
Алина
Латунь (-)
5 (+)
Коля
Медь (+)
3 (-)
Леша
Медь (+)
4 (-)
Вариант 2
Второй вариант невозможен потому, что в этом случае гирька одновременно весит 3 г и 4 г.
Имя
Материал
Вес, г
Алина
Латунь (+)
5 (-)
Коля
Медь (-)
3 (+)
Леша
Медь (-)
4 (+)
Ответ: гирька 5 грамм изготовлена из меди (М).
Олимпиада по литературе
Маша, Соня, Вова, Андрей и Лена участвовали в олимпиаде по литературе. Об итогах олимпиады было пять предположений: 1) выиграла Маша, а Лена заняла второе место; 2) Андрей занял второе место, а Маша была последней; 3) второе место занял Вова, а Соня оказалась третьей; 4) на первом месте была Соня, а Лена была четвёртой; 5) Лена была четвёртой, а Вова вторым. Оказалось, что каждое предположение верно лишь наполовину. Кто занял второе место и на каком месте был Вова?
Решение:
Предположения запишем в таблицу. Истинные утверждения будем обозначать «+», ложные - знаком «-».
Предположим, что предположения распределились следующим образом.
Вариант 1
Предположение
1 место
2 место
3 место
4 место
5 место
Предположение-1
Маша (+)
Лена (-)
Предположение-2
Андрей (+)
Маша (-)
Предположение-3
Вова (-)
Соня (+)
Предположение-4
Соня (-)
Лена (+)
Предположение-5
Вова (-)
Лена (+)
Вариант 2
2 вариант невозможен потому, что в этом случае на втором месте окажутся одновременно Лена и Вова.
Уборка
Вера, Павел, Надя, Игорь и Света убирались в кабинете. Павел сказал: «Ни я, ни Игорь шкаф не протирали». Вера добавила: «Его протирали Павел или Надя». Света сказала: «Один из ребят обманул, а другой сказал правду». Игорь возразил: «Нет, Света, ты не права». Надя добавила: «Это был Игорь». Трое учеников всегда говорят правду, а двое лгут. Кто протёр шкаф?
Предположим, что Надя говорит правду и шкаф протёр Игорь. Тогда:
Павел лжёт, говоря, что Игорь шкаф не протирал;
Вера лжёт, говоря, что шкаф протёр кто-то кроме Игоря;
Света лжёт, так как Павел и Вера обманули
Игорь говорит правду, так как Света действительно ошибается.
При таком раскладе ТРОЕ обманывают (Павел, Вера и Света) и ДВОЕ говорят правду (Надя и Игорь). Получается, что условие задачи не выполняется.
2. Предположим, что Надя обманывает и шкаф протёр не Игорь. Тогда:
Павел говорит правду, так как Игорь не протирал шкаф. Следовательно Павел тоже не протирал шкаф.
Вера либо лжёт говоря, что шкаф протёр Павел, либо говорит правду, если шкаф протёрла Надя.
Если Вера лжёт, то Света говорит правду, так как Павел сказал правду, а Вера обманула или же Вера говорит правду, а Света лжёт, так как Павел сказал правду и Вера тоже сказала правду.
Игорь лжёт, если Света говорит правду или Игорь говорит правду, если Света обманывает.
При таком раскладе возможны 2 случая:
двое говорят правду (Павел и Света), трое обманывают => условие задачи не выполняется.
трое говорят правду (Павел, Вера и Игорь) и двое обманывают => условие задачи выполняется. Вера назвала того, кто протёр шкаф. Это Надя.