«Урок цифры» - всероссийская образовательная акция, в рамках которой школьники с 1 по 11 класс смогут в игровой форме познакомиться с основами программирования и погрузиться в увлекательный мир цифровых технологий.
«Урок цифры» продлится с 26 сентября по 16 октября 2022 года! Уроки пройдут в каждой школе во всех учебных параллелях с 1 по 11 класс. Попробуй свои силы на «Уроке цифры»!
На уроке «Искусственный интеллект в стартапах» у школьников формируется представление о том, как технологии искусственного интеллекта позволяют решать разные прикладные задачи, и как, пройдя путь стартапа, такое технологическое решение превратить в востребованный продукт.
На современном этапе требование к искусственному интеллекту (ИИ) как инструменту решения задач является движущей силой, благодаря которой отрасли готовы делать вложения в эту технологию и продвигаться вперед за счет ИИ и его развития. Технологии искусственного интеллекта стали обычным явлением для нас, ими пользуются все: от школьников до пенсионеров. Например, дети любят побеседовать с виртуальными помощниками в интернете. Могут спросить формулу, задать вопрос по истории, узнать, где находится географический объект, или запросить исполнить любимую песню. Карты в мобильных телефонах упрощают нам путь с учетом пробок или помогают строить маршрут поездки с учетом пересадок и альтернативных видов транспорта. Онлайн-маркеты создают подборки товаров, которые нам интересны, например, новинки для наших хобби.
Важную роль в развитии ИИ сыграло машинное обучение, которое позволяет программам автоматически повышать свою эффективность при выполнении конкретной задачи благодаря изучению большого объема данных.
Искусственный интеллект быстро меняет наше взаимодействие с физическим миром. Например, появление беспилотных автомобилей заставляет полностью пересмотреть нынешнюю транспортную систему. Сегодня автономные транспортные средства - одна из наиболее быстро развивающихся сфер применения ИИ. Такой прогресс объясняется в первую очередь использованием компьютерного зрения, алгоритмов поиска и планирования, а также обучения с подкреплением. Благодаря развитию этих областей ИИ способен непрерывно отслеживать окружающую обстановку и прогнозировать потенциальные изменения в ней. Поиск и планирование - это область ИИ, в которой машины учатся рассчитывать и выбирать правильную последовательность реакций для решения конкретной задачи.
Искусственный интеллект не только помогает избавиться от рутинного труда, но и широко внедряется в разные сферы науки, производства и жизни. Большое развитие ИИ получил в медицине. С помощью больших данных и сложных алгоритмов ИИ крупные фармацевтические компании анализируют библиотеки препаратов для создания новых перспективных лекарств. В медицинских учреждениях врачи нового поколения используют специализированные приложения на основе ИИ для уточнения диагноза. Например, роботы-хирурги помогают проводить инвазивные операции по шунтированию сердца. Сильнее всего ИИ повлиял на возможности медицинской диагностики, проявляя себя более внимательным и точным, чем врачи. Существуют алгоритмы диагностики пневмонии, аритмии сердца и многих других заболеваний. Еще более новаторская сфера применения ИИ в медицине - умное протезирование. Используя методы глубокого обучения, ученые разработали протезы рук и кистей, которые реагируют на мозговые импульсы, позволяя пациентам управлять бионическими конечностями с помощью сигналов мозга.
Влияние ИИ на общество и его применение безграничны. В течение следующих двух десятилетий ИИ значительно повлияет на логистику, образование, безопасность, работу и жизнь людей. ИИ-системы будут проникать в общество и индустрии. ИИ не заменит человека и его деятельность, а станет важным помощником в решении задач и проблем. Владеть технологиями искусственного интеллекта потребуется не только специалистам в области ИИ, но и специалистам в разных областях: от инженеров до гуманитариев.
Что такое стартап?
В Россию прочно вошла идея «технологического предпринимательства» - это вид бизнеса, в основе которого находятся инновационные технологии, передовые знания научного, технического и организационного направления. Приобретают популярность и технологические стартапы. Чаще всего их связывают с новыми или прорывными технологиями или с предоставлением новых услуг. IT-стартапами называют новые компании в сфере информационных технологий.
Стартап или стартап-компания (от англ. start-up - запускать) - это тип организации, направленной на поиск новой бизнес-модели путем реализации принципиально новой идеи.
В отличие от обычного бизнеса, стартап создает бизнес, который ранее не существовал вовсе. Продукт стартапа - новые технологии и сервисы, которых раньше никогда и нигде не было.
Ещё стартап отличается от обычного бизнеса тем, что практически сразу привлекает инвесторов. Инвесторы вкладывают деньги в компанию не в тот момент, когда она уже успешно работает, а в момент её зарождения. Стартап основывается на идеях, и именно в эти идеи инвесторы вкладывают деньги. Основные идеи для стартапов находятся в сфере IT, поэтому применение технологий в новой бизнес-модели важно. Даже в традиционных отраслях медицины или сельского хозяйства могут применяться высокотехнологичные идеи и искусственный интеллект. Если идея стартапа заинтересует пользователей, компания может превратиться в лидера индустрии и достичь внушительных размеров. Большинство стартапов рассчитаны на скорейшую реализацию и являются некрупными бизнесами: это может быть маленькое приложение или мобильный сервис.
Как устроен стартап?
Основные этапы при создании стартапа:
1. Поиск реальной проблемы. Необходимо найти проблему, устранение которой значительно бы улучшило жизнь конкретного сегмента рынка (аудитории). На этом этапе необходимо четко сформулировать проблему и ответить на вопрос, как её можно эффективно решить при помощи стартапа.
2. Анализ целевой аудитории, её интересов и потребностей. Необходимо определить, насколько людям это нужно, и нет ли уже решения этой проблемы на рынке. Чтобы реализовать этот этап, создают гипотезу, анализируют рынок, тестируют спрос, а также изучают целевую аудиторию и ее потребности при помощи проблемных интервью.
3. Разработка технологии. Необходимо найти способ решения проблемы с помощью некой инновации. Она может быть связана с использованием технологии или применением новых подходов в организации бизнес-процессов.
4. Создание прототипа. На этом этапе создается минимально жизнеспособный продукт (MVP) - версия продукта, которая позволяет при минимальных вложениях решить основную проблему целевой аудитории. MVP помогает подтвердить спрос и собрать обратную связь от первых пользователей. Чтобы создать продукт, нужно найти специалистов, которые поверят в идею и будут готовы вместе её разрабатывать.
5. Тестирование продукта. На этом этапе предстоит протестировать продукт на целевой аудитории и проверить, правильно ли выбраны технологии, насколько продукт удобен и полезен пользователям.
6. Презентация продукта (питчинг). На этом этапе необходимо предложить свою идею инвесторам и найти бизнес-модель, которая обеспечит быстрый и долгосрочный рост вашего бизнеса.
Словарь терминов к «Уроку цифры» по теме «Искусственный интеллект в стартапах»
Технологическое предпринимательство - создание нового бизнеса по производству инновационных продуктов и услуг, основанного на применении новейших знаний и технологий. Проблема - нерешенная потребность клиента, которую предприниматель решает с помощью своего предложения. Стартап - проект, призванный решать проблемы и задачи, которые можно решить только благодаря использованию результатов технического прогресса. Целевая аудитория - люди, у которых есть необходимость в решении проблемы, которые заинтересованы в продукте проекта и имеют потребность в его использовании. Тестирование или Castdev (Customer Development) - это тестирование идеи или прототипа будущего продукта на целевой аудитории, задача которого выяснить востребованность продукта и его способность решать проблемы потенциальных потребителей. Прототип или MVP (Minimal Viable Product, минимально жизнеспособный продукт) - тестовая версия продукта с минимальным набором функций, позволяющая узнать, насколько хорошо он решает проблему целевой аудитории, и сформировать гипотезы дальнейшего развития продукта. Питчинг - короткая презентация проекта перед экспертом или инвестором, которая позволяет заинтересовать инвесторов и найти финансирование для стартапа. Искусственный интеллект - способность компьютерных систем выполнять творческие и интеллектуальные функции, которые традиционно выполняются человеком. Виртуальные помощники - веб-сервисы и приложения для смартфонов и ПК, фактически исполняющие роль личного секретаря пользователя: решают задачи планирования, организации, выполнения повседневных дел и контекстного поиска информации. Компьютерное зрение (CV) - технологии, с помощью которых находят, отслеживают и классифицируют объекты, а также анализируют изображения и видео. Машинное обучение - это область искусственного интеллекта, которая занимается разработкой и реализацией модели для разных целей: например, автоматизации процессов, автоматического перевода текстов, распознавания изображений. Нейронные сети - математическая модель, а также её компьютерное воплощение, построенное по принципу организации и функционирования сетей нервных клеток живого организма. Обработка естественного языка(NLP) - технология, которая помогает работать с разными проявлениями естественной человеческой речи: от перевода иностранных слов в реальном времени до генерации текста на заданную тематику. Распознавание и синтез речи - технологии, позволяющие осуществлять перевод речевого запроса в текстовый вид, в том числе анализ тембра и тональности голоса, распознавание эмоций, а также синтезировать речь. Анализ данных(Data science) - группа технологий по обработке, анализу и накоплению больших объемов данных. Рекомендательные системы и интеллектуальные системы поддержки принятия решений - технологии, обеспечивающие выбор решения на основе экспертной интеллектуальной базы, заложенной человеком.
Игра-тренажер позволяет донести до школьников базовые знания о стартапе и его этапах, об использовании искусственного интеллекта в стартапе, а также дать им современную и актуальную для их возраста информацию о том, как можно реализовать собственную идею и сделать полезный продукт, какие технологии искусственного интеллекта могут быть для этого использованы. Учащиеся, выполняя задания тренажера, осваивают последовательность действий, которые необходимо выполнить для реализации идеи с помощью стартапа, а также разбираются с технологиями искусственного интеллекта. Понимают, что через стартап можно реализовать свои амбиции; что команда - важная составляющая для реализации идеи; что необходимо изучать технологии, чтобы понимать, какими современными средствами, особенно в области ИИ, может быть реализована идея. Все это должно мотивировать участников урока к получению более глубокого представления об искусственном интеллекте и его применении в технологическом предпринимательстве, к поиску акселераторов, где, будучи школьниками, они могли бы реализовать собственные идеи, направленные на улучшение мира и жизни людей.
Материал для работы с тренажёром обучающихся 1-11 классов.