Кабинет Информатики - Развитие критического мышления

Кабинет Информатики

Суббота, 20.04.2024, 06:42
Меню сайта
Наш опрос
Что заставляет вас учиться?
Всего ответов: 268
Новости...
Конкурсы
Позитивный контент-2017

Конкурсы для педагогов: Серая цапля
Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения

Фонд 21 века
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Эволюция - бесплатные конкурсы для педагогов и школьников
Фонд 21 века
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Besucherzahler
счетчик посещений
доступность сайта Среднее и дошкольное образование

Проголосуй за наш сайт
Каталог webplus.info
Форма входа

50 ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ РАЗВИВАЮТ У ДЕТЕЙ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

 Зачем помогать ребёнку развивать критическое мышление, все родители наверняка и так понимают. Другой вопрос - как это делать грамотно, последовательно и результативно? Прежде всего, как советуют психологи, конечно же, необходимо побуждать детей к размышлениям, всегда поощрять их желание задавать вопросы, даже если эти вопросы ставят вас в тупик, и вам вообще хотелось бы избежать разговоров на неудобные для вас темы. Каждый раз, когда слышите вопросы от детей, постарайтесь отвечать на них не механически, не стандартными фразами, а действительно ставя себя на место ребёнка, пытающегося понять жизнь, в которую он пришёл.

 С самого начала, когда ребёнок ещё маленький, и когда вы читаете ему сказки, старайтесь развивать у него понимание того, что эта история всего лишь один из вариантов событий, которые могли бы произойти. Всё могло бы случиться иначе, если бы… А что именно «если бы...» и «кому было бы в этой ситуации лучше всего» - рассуждайте вместе.

 Когда ребёнок становится старше, эксперименты над литературными произведениями или фильмами можно продолжить: ставьте паузу в момент поворотных событий и спрашивайте у ребёнка, как он думает, что произойдёт дальше, что может произойти, как он хотел бы, почему, как поступил бы на месте главного героя. После того, как поворот истории станет известным ребёнку, сравните его ответ с сюжетом книги или фильма, обсудите сходства и различия.

 В жизненных ситуациях тоже поощряйте ребёнка заранее просматривать варианты развития событий в случае принятия тех или иных решений. Человек, у которого всё в порядке с критическим мышлением, способен спокойно обосновать свой выбор, своё мнение, своё решение, принятое в результате анализа совокупности моментов, а не просто продиктованное кем-то.

 Существует множество игр - компанейских и настольных, в которых активно развивается критическое мышление. Игрокам приходится придумывать признаки и критерии для классификации, выдвигать и проверять гипотезы, а также делать правильный выбор. Вот несколько из них:

  • «Да-Нетки» - классическая игра, в которой необходимо отгадать слово или воссоздать загаданную ситуацию, при этом водящий может отвечать на все вопросы игроков только «да» или «нет». При помощи вопросов постепенно сужается количество возможных вариантов ответа, и можно выбрать верный, подходящий под все критерии.
  • «Codenames» - настольная игра, в которой командам нужно как можно скорее найти своих тайных агентов среди выложенных карточек. В процессе игры участникам нужно объединять карточки по определённым признакам и методом исключения выбирать нужную карточку с верным агентом.
  • «Шляпа», «Активити», «Контакт» и другие игры, в которых игрок должен объяснять слова или фразы окольными» путями. В игре нужно постоянно вспоминать факты о загаданном предмете (зачем он нужен, где живёт, из чего состоит) и придумывать разные формы для его описания.

 Учить ребёнка мыслить критически помогут открытые вопросы. Они помогают смещать фокус внимания с получения готового решения от взрослых на самостоятельный поиск возможных решений. Открытые вопросы это те, что не предполагают варианты ответов «да/нет», те, что формулируются вокруг вопросов «Как?..», «Где?..», «Кто?..», «Что?..», «Когда?..» и «Зачем?.. Почему?..». Помогите ребенку научиться задавать их себе, в какой бы спорной или конфликтной ситуации он не оказался, какие бы проекты не воплощал и какие бы идеи не обдумывал. А для этого - начните с себя. Да, банальный совет, но он всегда работает с детьми.

КТО?

  • Для кого эта ситуация является проблематичной?
  • Кто извлекает в этой ситуации выгоду?
  • Кто может пострадать?
  • Кто уже пострадал?
  • Кто принимает решения?
  • Кто может повлиять на решения?
  • Есть ли кто-то, с кем можно дополнительно посоветоваться насчет сложившейся ситуации?
  • Кто уже побывал в данной ситуации, и как его опыт может помочь?
  • Кто является источником данной информации?
  • Насколько надёжен источник информации?

ЧТО?

  • В чём именно проблема, в чём ее суть?
  • В чём интерес людей, которые решают эту проблему вместе?
  • Какова цель решения проблемы?
  • Каковы преимущества этого или другого решения проблемы?
  • Каковы недостатки этого решения?
  • Что может быть альтернативой?
  • Какие аргументы против тебя?
  • Каков лучший сценарий для тебя? Для других?
  • Каков худший сценарий? Что может произойти самого плохого?
  • Каковы препятствия для реализации проекта или решения проблемы?
  • Что в данной ситуации важнее всего? Что менее важно сейчас?
  • Какова твоя цель решения проблемы?
  • Какова твоя степень влияния на решение проблемы, ситуации?
  • Что именно тебе мешает решить проблему, достичь своей цели?
  • Что делать, если происходит что-то, что не было запланировано, если всё пошло не так, как хотелось?
  • Что делать, если цель достигнута?
  • Что можно улучшить?

ГДЕ?

  • Где можно найти подробную информацию об этом?
  • Где можно найти помощь?
  • Будет ли где-то это проблемой?
  • Где-то есть потребность в твоей идее?

КОГДА?

  • Когда твой проект, твоё решение может стать проблемой?
  • Если идея не воплощается сейчас, то когда сможет?
  • Когда будет лучшее время для ее реализации? Стоит ли подождать?
  • Когда следует обратиться за помощью?

ПОЧЕМУ?

  • Почему же это всё-таки проблема?
  • Почему некоторые люди видят это как проблему, а другие не видят?
  • Почему это важно для тебя? Для других?
  • Почему людям нужно знать о проблеме, быть в курсе тех или иных идей, ситуаций?
  • Почему они знают об этом так мало?
  • Почему существует необходимость действовать именно сегодня?

КАК?

  • Как это решение повлияет на тебя? Повлияет на весь мир?
  • Как улучшить существующую ситуацию, идею, проект?
  • Как достичь своих целей?
  • Как оповестить максимально возможное количество людей?
  • Как обойти выявленные препятствия?
  • Как узнать, что эта информация верна?
  • Как узнать, что это решение хорошее или плохое?
  • Как понять, что это решение правильное?
  • Как ты будешь судить об этом решении в будущем?

Как развить критическое мышление

 Эдвард Рольф Тафти - американский статистик, профессор политологии и информационного дизайна. Знания точных наук позволили ему сформулировать шесть принципов критического мышления. Впустите их в свою жизнь и за короткое время научитесь подвергать факты оценке, выражать собственное мнение и не бояться спорить с оппонентами.

  1. Записывайте и архивируйте любое внешнее суждение.
  2. Сравнивайте суждения между собой, ищите причинно-следственные связи.
  3. Демонстрируйте их окружающим.
  4. Следите, чтобы суждений было больше.
  5. Признайте многомерность аналитики суждений.
  6. Рассмотрите и объясните альтернативные варианты развития событий.

 Принципы кажутся сложными, однако, несколько минут анализа расставят все по местам: вы поймёте, как в течение короткого времени развить критическое мышление.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930


Социальные сети
Официальная группа в ВК Официальная группа в ОК Официальная группа в Телеграм
Портфолио


Год семьи
Год культурного наследия народов России
Перепись населения-2021
Школьник помнит
Полезные ссылки
  • Учительский портал
  • Педсовет.ORG
  • Дневник.ру
  • ProШколу.ru
  • Pedsovet.su
  • Завуч.инфо
  • Методисты.ру
  • Методсовет
  • УчМет
  • ИнформатикУрок
  • Менеджер образования
  • Сеть творческих учителей
  • Сообщество учителей ИКТ


  • Узнай свой IP адрес
    Перечень олимпиад на 2022-2023 учебный год







    Портал о суевериях, поверьях и приметах народов России