Важнейшие правила безопасности. Что делать, чтобы уберечь своих детей?
Мы думаем, что уж наши-то дети знают о безопасности все. Но на практике большинство родительских нотаций просто не работают. На лекции проекта «Стоп-угроза» специалисты по безопасности развенчивают вредные мифы и дают важные советы.
Несколько страшных фактов о безопасности
Да, все мы по сто раз говорим своим детям «дверь никому не открывай», «не разговаривай с незнакомыми», «никуда не уходи». Но при первой же проверке оказывается, что они совсем не готовы к опасным ситуациям. На тренингах по безопасности проводят опросы детей и результаты почти всегда одинаковые. Итак:
- 22 из 25 детей помогут пожилому человеку донести сумки до машины;
- 22 из 25 детей пойдут спасать котенка, застрявшего в трубе;
- 24 из 25 детей сядут в лифт с незнакомцем;
- 24 из 25 детей растеряются, если их поведут за руку;
- 15 из 25 детей даже в случае опасности будут драться, кусаться, но не кричать;
- 99 из 100 детей чувствуют себя «неудобно» при необычном или невежливом поведении;
- 15 из 25 подростков не расскажут родителям о неприятностях, которые можно скрыть.
Почему наши объяснения не работают?
Кажется, мы все делаем правильно - рассказываем, объясняем, даже пугаем. Но на практике всё это не работает. Вот несколько причин, по которым наши обычные объяснения оказываются неэффективными:
- учим неинтересно;
- объясняем нервно и настойчиво;
- говорим урывками, без системы;
- требуем от ребёнка результата, отчёта;
- не показываем пример;
- сами зажаты и закомплексованы;
- говорим «чего не делать», но не говорим «как делать и почему».
Родительские фразы, которых лучше избегать
Они кажутся нам правильными и совершенно безобидными. Почти все родители говорят это своим детям, часто на автомате, не задумываясь о последствиях. Узнаёте?
- «Старших надо уважать».
- «Пожилым нужно помогать».
- «Тише! Что о тебе подумает тётя?»
К сожалению, от этих фраз больше вреда, чем пользы. Нет-нет, в данный момент речь не идёт о том, чтобы отказаться от всех правил приличия, начать хамить бабушке, плеваться в автобусе и громко разговаривать в театре. Но да, вежливость, не подкрепленная навыками по безопасности, ставит ребёнка в уязвимое положение.
«Подозрительный человек» - одно из самых опасных родительских заблуждений
Часто родители сами представляют преступников как таких страшных дядек, монстров и чуть ли не персонажей из фильмов ужасов. В результате почти все дети до 10 лет и треть опрошенных подростков считают, что преступник отличается от обычного человека. Между тем преступники, уводящие детей, выглядят как самые обычные люди - это может быть «папа» с площадки, пожилая женщина и даже ребенок.
Что должен знать и уметь каждый ребёнок
Вот тот минимум знаний, который необходим каждому ребёнку для безопасности. Это должны знать и уметь все дети - и дошкольники, и школьники. Проверьте!
- Разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних. Знать, что с разными людьми надо вести себя по-разному.
- Понимать, что добрый и вежливый - не одно и то же. Это касается и других «положительных» признаков: улыбающийся, симпатичный, щедрый. И да, пожилой человек или женщина тоже не обязательно должны быть добрыми.
- Уметь говорить «нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого.
- Знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором.
- Знать, как и к кому обратиться за помощью, если рядом нет ни родителей, ни знакомых.
- Понимать, что взрослые люди могут быть опасны, но не испытывать парализующего страха перед возможными угрозами.
Что могут сделать родители для безопасности своих детей
Когда информации так много, родители часто теряются и не знают, с чего начать. Итак, вот что может сделать каждый родитель для своего ребенка, чтобы научить его уверенно вести себя в самых разных ситуациях.
- Научить ребёнка, что есть «свои» и «чужие», а не плохие и хорошие. Есть близкие, знакомые и все остальные.
- Рассказать про «правило взрослых» - взрослые обращаются за помощью к взрослым, а не к детям.
- Ввести правило «мы не общаемся с чужими детьми».
- Объяснить, что безопасность важнее правил приличия.
- Научить кричать, бежать, отвечать на звонки и обращаться за помощью. Потренироваться вместе с ребёнком.
- Показать примеры уверенного поведения в кино, в мультфильмах и в книжках.
- Отвести ребёнка в группы и кружки, развивающие уверенность и снимающие зажатость.
- Отвести ребёнка на тренинг по безопасности.
- Вселяйте уверенность в себе.
- Дружите с ребёнком!
Что делать и говорить детям 3-6 лет?
Детям разного возраста подойдут разные способы объяснения основ безопасности. Вот что лучше всего работает с детьми-дошкольниками:
- Нарисуйте вместе с ребёнком «круги доверия». Кто свой, кто чужой, кому можно доверять, а кому нет.
- Разговаривайте недолго и нечасто, спрашивайте ребенка, как бы он поступил в разных ситуациях. Спрашивайте, а не поучайте.
- Развенчайте миф о «жутких дядьках» и «подозрительных типах».
- Учите соблюдать личные границы, рассказывайте про вежливость и умение говорить «нет».
- Выучите с ребёнком телефоны родителей наизусть.
- Расскажите ребёнку про опасные и безопасные места.
- Проигрывайте возможные ситуации: «Допустим, я - это ты, а ты - это посторонний. Ты звонишь в дверь. Я подхожу, спрашиваю, кто там? Слушаю ответ и говорю: «Родителей нет, но скоро придут». И звоню - кому? Правильно! Маме или папе. Сразу же, даже если человек за дверью ушёл.
Что делать и говорить детям 7-12 лет?
Когда ребёнок становится старше, добавляются новые проблемы - школа, друзья, Интернет. К тому же, именно в этом возрасте ребёнок начинает самостоятельно передвигаться по городу. Вот на что надо сделать упор в первую очередь:
- поощряйте откровенность;
- вместе «плюйте» на мнение окружающих;
- выясните и снимите блоки зажатости у себя и у детей;
- общайтесь с ребёнком в социальных сетях;
- вместе смотрите блогеров, слушайте музыку;
- прорабатывайте алгоритмы реакции на посторонних;
- пополняйте коллекцию уловок преступников и обсуждайте варианты поведения.
10 правил безопасности
Ну и напоследок - вот 10 правил безопасности, которые должны отскакивать от зубов. Распечатайте и повесьте на стенку в комнате! Это важнее таблицы Менделеева и неправильных глаголов!
- Игнорировать посторонних.
- Отвечать «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать».
- Бежать и кричать «Помогите! Я не знаю этого человека! Вызовите полицию!»
- Обращаться за помощью.
- Звонить родителям. Советоваться с родителями.
- Избегать безлюдных мест, проходить их, разговаривая с родителями по телефону.
- Если удерживают - падать на землю, пинаться, кричать «Помогите», «Вызовите полицию!»
- В подъезде кричать «Пожар!», а не «Помогите!»
- Не садиться в чужие машины, не есть и не пить то, что предлагают малознакомые люди.
- Знать и отражать основные уловки преступников и манипуляции ровесников онлайн и офлайн.