Портфолио можно рассматривать и как технологию, и как продукт.
Портфолио как технология основано на аутентичном оценивании результатов образовательной деятельности.
Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности, предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни.
Портфолио как продукт может рассматриваться в качестве:
портфолио документов, т.е. документированные индивидуальные образовательные достижения. Это дает возможность как качественно, так и количественно оценить материалы портфолио, но не описывает процесса индивидуального развития личности, разнообразия ее творческой активности.
портфолио работ - это собрание различных творческих и проектных работ обучающихся: участие в конкурсах, олимпиадах, спортивные и художественные достижения. Портфолио работ предполагает качественную оценку таких параметров, как полнота, разнообразие, убедительность материалов, дает представление о динамике учебной и творческой активности, но портфолио работ не может войти в образовательный рейтинг личности в качестве суммарной составляющей.
портфолио отзывов включает в себя характеристики отношения личности к различным видам деятельности, представленные педагогами, родителями, а также письменный самоанализ самого ученика. Это дает возможность включить механизмы самооценки обучающегося, что повышает степень осознания процессов, связанных с обучением и развитием. Основная сложность заключается в формализации и учете собранной информации.
портфолио-отчёт по процессу обучения заключается в описании того, что обучающийся узнал, чему научился, т.е. его взаимодействие на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях.
Итак, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.