«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и
криво, да сами».
немецкий драматург и философ
Готхольд Эфраим Лессинг
1. Что такое проект?
Проект - замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
2. Зачем нужен индивидуальный итоговый проект?
Прежде всего для твоей самооценки. Кто я, что я умею и чего хочу? Итоговый проект даёт возможность реализовать себя и научиться чему-то новому, продвинуться на шаг в своем развитии. Что говорят документы?
«Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта».
3. Познакомься с документами.
Работа над проектом требует чёткой организации. Существуют документы, которые определяют порядок выполнения и критерии оценки твоей деятельности. Необходимо внимательно их изучить вместе с учителем и родителями! Какие это документы? Вот примерный перечень:
Положение о проектной деятельности обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения.
Карта оценки индивидуального итогового проекта обучающегося на уровне основного общего образования.
Инструктивные материалы для обучающегося и карта самооценки.
Дневник работы над проектом.
План консультаций с преподавателем или тьютором.
4. Прислушайся к себе.
Прислушайся к себе. Что ты хочешь сделать для собственного развития? Освоить новые технологии и получить новые знания или тебе хочется совершенствовать имеющиеся навыки, а может, ты хочешь применить свой талант для создания чего-то нового или оригинального.
5. Проект начинается с идеи.
Что делать, если идей очень много? Оцени все свои идеи и подумай, какую пользу принесет твоя деятельность тебе и другим. Приди к компромиссу между «интересно и полезно». Что делать, если идей совсем нет? Советуйся с учителем, родителями, одноклассниками, но помни, что навязанная работа не принесёт пользы. Если ты решил воплотить чужой замысел, то постарайся привнести что-то своё, оригинальное.
Типы индивидуальных проектов
Исследовательские проекты - это проекты, имеющие структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, теле-конференция).
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме “Горы (или равнины) Земли”. Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.
Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта для привлечения публики к решению проблемы проекта.
6. Что является продуктом?
Результатом работы над проектом может быть, как готовый объект или информация (учебное пособие, WEB-сайт, результаты исследования), так и оригинальное представление своего замысла (макет, модель, чертеж, бизнес-план).
Виды продуктов проектной деятельности:
WEB-сайт;
Видеофильм;
Экспозиция и экскурсия по ней;
Коллекция;
Модель, макет;
Художественное произведение;
Мультимедийный продукт;
Постановка;
Праздник;
Справочник;
Учебное пособие;
Экскурсия или интерактивная экскурсия;
Бизнес-план;
Карта, атлас;
Пакет рекомендаций;
Путеводитель;
Справочник;
Учебное пособие.
7. Привлекай родителей!
Индивидуальный проект - ответственное и значимое событие на данной ступени образования и в твоей жизни. Не стесняйся озаботить этим родителей. Не отказывайся от их помощи и помощи других людей. Твои близкие и друзья поддержат тебя и помогут увидеть достоинства или недостатки, которые ты сам не увидел. Говорят, что совместный труд объединяет!
8. Как оценить свою работу?
Прочитай свой «Дневник работы над проектом» (Дневник проекта - это отчёт о проектной деятельности учащегося, в котором отражены этапы работа над проектом, от возникновения идеи до получения продукта и его оценки). Вспомни трудности и то, как ты их преодолевал. Ответь на вопросы этой анкеты.
«Чему удалось научиться или улучшить в ходе работы над проектом?» Отметь знаком "+"!
Планировать свою деятельность, распределять время
Организовывать рабочее пространство
Доделывать всё до конца
Добывать информацию и отбирать необходимую для работы
Выделять главное, существенное
Правильно оформлять проект
Достигать поставленной цели, несмотря на ошибки и разочарования
Прислушиваться к разным мнениям
Доказывать свою точку зрения
Создавать презентацию
Другое
Вопросы собеседования после окончания работы над проектом:
Теперь, когда работа закончена, каковы ваши первые мысли об этом проекте в целом? Являются ли они в основном положительными или отрицательными?
Если результат положительный, что приходит на ум конкретно?
Каковы были самые интересные открытия, которые вы сделали во время работы над этим проектом? О проблеме? О себе? О других?
Определите некоторые самые сложные моменты в работе над проектом. В чем причина затруднении?
Чему вы научились в ходе работы над проектом?
Когда вы поняли, что вы нашли окончательное и лучшее решение?
Как вы считаете, ваш проект актуален, относится ли он к реальным ситуациям и проблемам?
Насколько полезны были консультации с преподавателем? Оцените степень своей самостоятельности.
Чем бы вы могли помочь другим в ходе работы над проектом?
Что вы открыли для себя? Какие ваши самые сильные стороны? Ваши самые большие недостатки?
Что бы вы сделали по-другому, если бы вы начали работу снова?
Как вы будете использовать то, что вы узнали в будущем?
9. Как организовать защиту проекта?
Оформи необходимые сопроводительные документы. Создай презентацию, в которой представь все этапы работы над своим проектом. Четко сформулируй цели и задачи твоего проекта. Отстаивай значимость своей работы. Расскажи о своих затруднениях и достижениях. Расскажи о планах на будущее.
10. Помни!
Полученный тобою опыт неоценим. Твоя работа проделана не зря. Мы все стремимся сделать нашу страны успешной, перспективной, богатой и уважаемой, а это зависит только от ее граждан, становление которых происходит в школе!