Кабинет Информатики - Как воспитать ответственность у ребёнка?

Кабинет Информатики

Четверг, 02.05.2024, 13:30
Меню сайта
Наш опрос
Есть ли в Вашем кабинете интерактивная доска?
Всего ответов: 386
Новости...
Конкурсы
Позитивный контент-2017

Конкурсы для педагогов: Серая цапля
Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Знак качества Просвещения

Фонд 21 века
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Эволюция - бесплатные конкурсы для педагогов и школьников
Фонд 21 века
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Besucherzahler
счетчик посещений
доступность сайта Среднее и дошкольное образование

Проголосуй за наш сайт
Каталог webplus.info
Форма входа

Как воспитать ответственность у ребёнка?

 Многие родители хотят, чтобы их дети были ответственными и самостоятельными. И некоторые из них задают себе вопрос: «А что мы, как родители, можем для этого сделать?» Ниже, в своей статье, я дам вполне конкретные рекомендации, а также расскажу об условиях, которые способствуют формированию ответственности у детей.

Что такое ответственность?

 Ответственность - это способность человека принимать последствия своих действий/бездействий, решений. Под принятием понимается - проживать ту реальность, тот вызов среды, который будет после этих решений. Другими словами, «накосячил» - разгребай.

 В тоже время, ответственность - это внутреннее чувство человека. Это некий ответ человека на вызовы (вопросы) среды, Мира. Будучи ответственными мы даем ответы на вопросы, которые задает нам жизнь. И эти вопросы задаются через ситуации, социальные задачи, выборы, которые мы делаем и т.д.

 На поведенческом уровне ответственность проявляется как:

  •  выполнение договоренностей между людьми;
  •  быть верным своему слову, выполнять обещания и обязательства;
  •  успешно выполнять свои социальные задачи;
  •  принятие самостоятельных решений, делать выбор.

 Говоря о воспитании ответственности, нужно понимать, что речь пойдет о создании условий и контекста, в котором ребёнок сможет проявлять вышеуказанные пункты.

События и происшествия

 Есть два принципиально разных способа взаимодействия родителей и детей. 

 Первый - родители реагируют на какие-то события, которые случаются с ребёнком, мы будем называть это «происшествия». Происшествия не планируются, они случаются. Например, ребёнок получил «двойку», родители - реагируют, обращают внимание, контролируют. Или ребёнок забыл собрать портфель, сделать какое-то домашнее дело - родители, естественно, реагируют на это, вступая во взаимодействие с ребёнком. Родительская реакция на происшествия - это всегда активность пост-фактум, родитель догоняет события.

 Второй способ - это создавать события. Событие в семье - это управляемый целенаправленный процесс. Когда мы говорим о формировании какого-либо качества или навыка, мы должны понимать что процесс формирования это тоже целенаправленный, управляемый процесс. Большинство качеств человека формируется через среду и тот опыт, который он проживает. В случае с ребёнком, большинство его качеств формируется в семье.

 Раз событие создаётся и управляется, следовательно, в нём есть безопасность и родительский контроль. Мы все когда-то были детьми и у нас есть богатый опыт семейных событий: совместный поход, выход на природу, лепка пельменей всей семьей, настольные и другие семейные игры, подготовка к новогоднему празднику и т.д, празднование дня рождения, отпуск, сбор картофеля на даче. В каждой семье они разные.

 Любое семейное событие обладает следующими характеристиками:

  •  Событие планируется (не является случайным или стихийным).
  •  Событие организуется взрослыми или совместно. А значит имеет цель и это направленный процесс, где создается определенный контекст.
  •  Событие согласовывается с другими участниками (членами семьи, детьми).
  •  В событии участвует не один ребёнок, а члены семьи. Каждому участнику события распределяется роль и конкретные задачи.
  •  Событие контролируется взрослыми и является безопасным для ребёнка.

Как формируется ответственность?

 Любой навык или качество ребёнка формируются через события в семье.

 Для того, чтобы сформировалось у ребёнка чувство ответственности, необходимо:

 Создавать события и такой контекст, в которых у ребёнка будут определенные задачи (поручения), где требуется ответственность. Выполняя или не выполняя данные поручения, он будет получать определенные последствия. Причем также необходимо дать ребёнку эти последствия прожить.

 Поручения и задачи, которые мы даем, должны соответствовать возрасту ребёнка. Другими словами, задача должна быть по силам и навыкам ребёнка.

 Важно! Давать право выбора ребёнку. Некоторым родителям кажется, что ребёнок сделает неправильный выбор, а точнее не тот, который нравится взрослым. И здесь нужно понимать, что если мы делаем выбор за ребёнка, то мы тем самым не даем ребёнку проявить себя, свою волю, не даем совершать поступок, а соответственно, проявлять свое ответственное поведение. Не давая ребёнку право делать свои выборы, для него это по сути запрет на взросление.

 Важно! Необходимо также объяснять ребёнку, что произошло, проговаривать события, его решения и те последствия, которые наступили, исходя из его решений или поступков. Это нужно для того, чтобы более явно простраивались причинно-следственные связи между поступками ребёнка и последствиями.

 Последствия для ребёнка, это не всегда наказания в том смысле, в котором большинство из нас привыкли думать. Это вполне естественное событие и развитие ситуации, которое происходит, если ребёнок принимает то или иное решение.

 Важно! Поощрять ребёнка за ответственное поведение. Формы поощрения могут быть самые разные. От похвалы, до подарков. В зависимости от задач и поручений.

Формирование ответственности на примерах

 Пример №1. Событие: семейный праздничный ужин. Готовясь к празднику, ребёнку дают поручение сходить в магазин и купить продукты, чтобы приготовить его любимое блюдо по заказу. У каждого члена семьи в связи с этим своя задача. ребёнок по каким-то причинам забыл купить то, что от него требовалось, то семья и он остается без любимого блюда. Это и будут те последствия, которые необходимо принимать.

 Пример №2. Событие: завтрак. У ребёнка есть обязанность каждый день следить за появлением молока в холодильнике и покупать его после школы, если недостает. Вполне ответственная задача, поскольку молоко на завтрак нужно не только ему, но и маленькой сестре. Об этой обязанности изначально было оговорено. По какой-то причине, в один из дней этого не было сделано. В качестве ответственности была принята такая мера: на следующий день, в выходной, ребёнок был разбужен с утра в 8.00 и отправлен в магазин за молоком, чтобы к пробуждению и завтраку у всех было молоко. В этой ситуации за свое не слишком ответственное поведение, ребёнок лишил себя сна.

 Пример №3. В ситуациях, когда ребёнок просыпает или опаздывает в школу, он автоматически лишался просмотра мультфильмов то время, на которое он опоздал. И у него был выбор, приходить вовремя или лишать себя мультфильмов, опаздывая.

 Пример №4. Наличие в доме домашних животных и уход за ними - отличный контекст для формирования ответственного поведения у ребёнка. За животными нужно ухаживать, вовремя кормить и поить, убирать, выгуливать. Часто дети сами просят завести дома питомца. Это отличный повод сформировать договоренности по поводу их содержания и ухода. Через любовь к животным, ребёнок может самостоятельность по их уходу и заботе, тем самым, получая опыт ответственного поведения.

Условия для формирования ответственности и самостоятельности

Все вышеперечисленные рекомендации будут работать в том случае, если в семье создаются условия для формирования ответственности. Этих условий несколько.

1. Личный пример взрослых. Быть самим ответственными (выполнение договоренностей, держать слово).
2. Давать ребёнку поручения и выбор.
3. Уважать выбор ребёнка, каким бы странным он не казался взрослым.
4. Поощрять ответственное поведение.
5. Давать право выбора.
6. Учить ребёнка прогнозировать результаты собственных действий.
7. Учить ребёнка расставлять приоритеты.
8. Пошаговое приучение к действиям. Поручая что-то, Вы должны быть уверены, что ребёнок это умеет.
9. Режим дня. Границы. Определенность. Поручение должно быть понятным для ребёнка.
10. Самоконтроль как сформированный навык.


 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Социальные сети
Официальная группа в ВК Официальная группа в ОК Официальная группа в Телеграм
Портфолио


Год семьи
Год культурного наследия народов России
Перепись населения-2021
Школьник помнит
Полезные ссылки
  • Учительский портал
  • Педсовет.ORG
  • Дневник.ру
  • ProШколу.ru
  • Pedsovet.su
  • Завуч.инфо
  • Методисты.ру
  • Методсовет
  • УчМет
  • ИнформатикУрок
  • Менеджер образования
  • Сеть творческих учителей
  • Сообщество учителей ИКТ


  • Узнай свой IP адрес
    Перечень олимпиад на 2022-2023 учебный год







    Портал о суевериях, поверьях и приметах народов России