Основные понятия и компетенции, лежащие в основе цифровой грамотности
Цифровая грамотность - это знания и навыки, которые необходимы каждому человеку. Но о каких знаниях и навыках речь?
В рамках данной темы Вы узнаете:
- почему цифровая грамотность и информатика - не одно и то же;
- каковы ключевые аспекты цифровой грамотности;
- что такое цифровое потребление;
- какие компетенции считаются цифровыми;
- почему важно заботиться о своей цифровой безопасности.
Данный вопрос, в эпоху цифровизации, важен практически для каждого человека.
Сегодня все мы так или иначе окружены огромным количеством гаджетов и интернет-сервисов, которые призваны упростить нашу жизнь и сделать ее эффективнее. По данным исследовательской компании Mediascope на сентябрь 2019 года ежемесячная аудитория интернета в России в возрасте старше 12 лет составляет 95,7 млн. чел. При этом в среднем ежедневно пользователи проводят в интернете около 3 часов (если быть точным - 162 минуты).
Только подумайте, какая огромная часть нашей жизни проходит онлайн или с использованием каких-либо цифровых устройств (на работе, дома, в транспорте и других общественных местах). Но уверены ли вы, что точно знаете, как вести себя в интернете или при пользовании цифровыми технологиями? Как быстро и эффективно решить свою задачу при помощи сервисов? Как защитить себя, свои данные и свои цифровые устройства? Как распознать мошенничество в интернете? Ответы на эти и многие другие вопросы как раз таки лежат в основе цифровой грамотности.
Что же мы понимаем под цифровой грамотностью? Очень часто, говоря о цифровой грамотности, люди приравнивают ее к информатике, компьютерной грамотности, медиаграмотности или даже программированию и другим профильным знаниям и навыкам, которыми обладают ИТ-специалисты. Но они заблуждаются. Безусловно, цифровая грамотность включает в себя знания из области информатики, компьютерной и медиаграмотности, но приравнивать эти понятия в корне неверно.
По методологии РОЦИТ (Региональной общественной организации «Центр интернет-технологий») цифровая грамотность - это базовый набор тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку (не только ИТ-специалисту) для того, чтобы безопасно и эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы интернета для решения своих задач. Какие это могут быть задачи? Здесь, например, речь идет о работе на компьютере (создании презентаций, текстовых документов и электронных таблиц); о пользовании сервисами по онлайн-образованию; об онлайн-записи к врачу; об общении в социальных сетях; о совершении покупок в интернет-магазинах. И это лишь малая доля задач, в которых задействуется наша цифровая грамотность.
Поговорим о структуре цифровой грамотности более детально. Из чего она состоит? Цифровая грамотность каждого человека строится на трех ключевых аспектах: цифровом потреблении, цифровых компетенциях и цифровой безопасности. Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.
Что такое цифровое потребление? В широком смысле это использование различных цифровых ресурсов, а также наличие базовых знаний и навыков компьютерной грамотности. То есть важно понимать, что потребление не ограничивается покупками в интернете и осуществлением финансовых операций онлайн. Цифровое потребление возникает в тот момент, когда вы хотите решить какую-то свою задачу и используете для этого технологии. Предлагаю рассмотреть этот аспект цифровой грамотности на конкретных примерах. Например, вы хотите прочитать сегодняшние новости о стране и мире. И решаете, что будете читать их не в газете, а, допустим, на сайте СМИ, или на сайте-агрегаторе новостей, или вообще решите посмотреть видео с сегодняшним выпуском новостей. Вот тут и рождается ваше цифровое потребление. Вы знаете, каким сервисом воспользоваться (допустим, вы остановились на агрегаторе), для того, чтобы решить вашу задачу (прочитать новости).
Что ещё может быть отнесено к цифровому потреблению? Например, поиск информации при помощи поисковых систем, пользование социальными сетями для ведения сообществ и организации мероприятий, пользование облачными сервисами для хранения фото, скачивание мобильных приложений, пользование мобильными подписками и другое.
Какие компетенции считаются цифровыми? Здесь речь идет не просто о пользовании, а о навыках и умениях уверенно и эффективно выбирать и применять технологии в разных сферах жизни. То есть если при цифровом потреблении: когда у нас возникает какая-то задача, мы задаем себе вопрос: что использовать для её решения? Какой сервис или технологию? То, когда мы говорим о цифровых компетенциях, мы задаем себе вопрос: как использовать этот сервис или технологию для решения нашей задачи эффективно?
Опять же рассмотрим на примере. Вам нужно сделать совместный документ с вашими коллегами. Допустим, презентацию. Вы знаете, что для создания презентаций есть несколько программ и сервисов. Например, вы можете сделать презентацию на своем компьютере в программе Power Point и отправить документ коллегам на корректировку. И продолжить отправлять этот документ друг другу, пока не финализируете его. Но на это уйдет достаточно много времени. Есть другой вариант, вы можете встретиться и сделать эту презентацию вместе на одном компьютере. Но как быть, если ваши коллеги в другом городе? Звучит не очень эффективно. Но есть еще третий вариант, воспользоваться онлайн-сервисом, который позволяет редактировать презентацию онлайн. По сравнению с первыми двумя вариантами этот вариант более эффективен, поскольку вам не нужно тратить время на пересылку презентации друг другу, а также находиться в одном городе. Вот такая возможность проанализировать все возможные варианты использования цифровых технологий, которые могут помочь в решении вашей задачи, и выбрать наиболее эффективный и считается цифровой компетенцией.
К цифровым компетенциям, например, могут быть отнесены навыки пользования поисковыми системами, социальными сетями и мессенджерами, цифровыми почтовыми сервисами, картографическими и навигационными сервисами, порталом госуслуг, навыки проведения финансовых операций онлайн и осуществления покупок в интернете (включая интернет-магазины, агрегаторы товаров и услуг, доски объявлений и мобильные приложения), навыки создания и распространения контента, а также критического восприятия информации, получаемой в интернете.
Что мы вкладываем в словосочетание цифровая безопасность? Сочетание всех тех инструментов, мер предосторожности и привычек, которые необходимы пользователям для гарантирования их безопасности в цифровом мире. То есть по аналогии с двумя прошлыми аспектами, если мы будем формулировать вопрос, то здесь он будет звучать следующим образом: как решить свою задачу с помощью цифровых технологий не только эффективно, но и безопасно? Например, вы хотите купить новый чайник. Подходящий вам есть по акции в нескольких интернет-магазинах. В одном из них цена ниже, но нигде на сайте нет условий доставки и требуется предоплата, а в другом цена выше, но в нем заказывали ваши знакомые и остались довольны покупкой. Выбор в данном случае проверенного продавца будет гарантией вашей цифровой безопасности.
Также к навыкам цифровой безопасности относятся: способность защиты своих персональных данных, навыки распознавания фишинговых сайтов и сообщений, способность защиты аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, навыки противодействия кибербуллингу и др.
Как измеряют цифровую грамотность и как обстоят дела с цифровой грамотностью в России? На сегодняшний день существует множество разных подходов к измерению цифровой грамотности. При этом, первой организацией, которая подняла вопрос цифровой грамотности в России стал РОЦИТ. С 2015 года организация реализует целый ряд проектов, посвященных цифровой грамотности. В их числе большое всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности граждан Российской Федерации». Это исследование основано на репрезентативном всероссийском опросе населения, а также партнерских данных. .
В 2019 году был запущен еще один формат измерения цифровой грамотности, более персонализированный и позволяющий каждому человеку узнать его личный уровень цифровой грамотности - всероссийская акция «Цифровой диктант». После прохождения комплексного тестирования каждый пользователь может узнать не только свой общий показатель цифровой грамотности, но и как у него обстоят дела с цифровым потреблением, цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью. А также получить личные рекомендации по повышению своей цифровой грамотности.
Почему важно участвовать в подобных акциях и уделять внимание своей цифровой грамотности? В начале я уже говорила, что цифровая грамотность нужна практически всем гражданам, но не совсем четко объяснила, почему это настолько важно. Дело в том, что цифровые технологии и интернет-сервисы не только стали неотъемлемой частью нашей жизни, но еще они очень динамичны. Особенно в рамках становления и развития в России цифровой экономики. Цифровой мир постоянно меняется и разрастается, а вместе с тем вынуждает меняться и нас. Развитие цифровых компетенций в первую очередь нужно нам, чтобы комфортно, эффективно и безопасно решать свои задачи (ведь некоторые задачи уже сейчас можно решить только с использованием технологий). И, что не менее важно, нужно постоянно повышать свою цифровую грамотность, чтобы оставаться востребованными на работе. И здесь речь даже не о возможной замене роботами, а в том, чтобы оставаться компетентным специалистом, который готов мыслить гибко и быстро обучаться новым необходимым навыкам.
Главная проблема, которая возникает у человека, который хочет развить свои цифровые компетенции - это непонимание, что это и где этому научиться, ведь этому не учат в школах и университетах (за исключением нескольких). Поэтому главным инструментом для обучения сейчас выступают онлайн- и офлайн-курсы по отдельным аспектам цифровой грамотности (к сожалению, чаще эти курсы пока похожи на уроки по информатике). Поэтому главным инструментом распространения знаний в области цифровой грамотности сегодня все еще остается «сарафанное радио», но и оно работает недостаточно эффективно. Поэтому я призываю вас не только повышать свою цифровую грамотность, но и делиться этими знаниями со своими коллегами, друзьями и близкими (детьми, родителями, бабушками и дедушками), чтобы они так же, как и вы не только не боялись пользоваться цифровыми технологиями и интернет-сервисами, но и делали это максимально эффективно и безопасно для себя.