Формирование профессиональной компетентности учителя в условиях реализации ФГОС ООО и СОО
Совершенствование форм и методов оценки качества общего образования, развитие содержания и информационно-методической поддержки общеобразовательных организаций. В контексте этих задач проводится работа по обновлению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации при сохранении фундаментального характера образования.
Обществу сегодня нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора. Поэтому главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.
Тест «Основы законодательства в области образования»
1. К задачам законодательства РФ в области образования не относится
- защита общественной нравственности
- определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования
- разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование
2. К конституционным гарантиям права на образование в России не относится
- общедоступность и бесплатность основного общего образования
- общедоступность и бесплатность получения высшего профессионального образования
- общедоступность и бесплатность дошкольного образования
3. Какие из конституционных прав имеют отношение к системе прав и свобод, реализуемых в сфере образования?
- право на доступ к культурным ценностям
- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
- право на неприкосновенность частной жизни
- право на свободу мысли и слова
- право на жизнь
4. Как трактует закон «Об образовании в РФ» понятие «образовательная организация»?
- некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
- юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
- учреждение, которое способствует повышению роста потребностей культуры и приобщения к культурным ценностям
5. Какой из документов федерального уровня устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребёнка, в том числе и право на образование?
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ
- Семейный кодекс РФ
6. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, предполагает:
- организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности - направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования
- наличие совокупность образовательных технологий и методических приемов как системообразующего компонента ФГОС, где развитие личности обучающегося на основе усвоения предметных результатов составляет цель и основной результат образования
Тест «ФГОС в контексте приоритетов государственной политики в образовании»
1. Сколько групп требований выдвигает ФГОС?
2. Основные образовательные программы реализуются по уровням
- профессионального образования
- дополнительного образования
- общего образования
3. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов заключается
- в определении приоритетов государственной политики в сфере образования в интересах определенной социальной группы
- в конкурентности разработки документов
- в демократическом характере обсуждения документов
- в принятии стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия
4. Соотнесите индивидуальные, общественные и государственные потребности и интересы в общем образовании и их характеристику:
- безопасный и здоровый образ жизни, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние - Социальный заказ
- личностная успешность, социальная успешность, профессиональная успешность - Индивидуальные потребности
- национальное единство и безопасность, развитие человеческого капитала, конкурентоспособность, государственный интерес - Государственные требования
5. Освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях относятся
- к личностным результатам
- к предметным результатам
- к метапредметным результатам
6. Какой подход является методологической основной ФГОС?
- Системно-деятельностный подход
- Традиционный подход
- Информационный подход
7. Какие характеристики не относятся к развивающему обучению в соответствии с ФГОС?
- нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
- учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности
- решаются конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы действий и решений проблем
- учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности
- опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения
Тест: Профессиональный стандарт «Педагог»
1. Профессиональный стандарт педагога - это:
- законодательный акт (кодекс) о труде; является одним из основных источников трудового права
- система правовых норм, закрепляющих отношения собственности на средства производства и предметы потребления
- перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей
2. Когда был утвержден Профессиональный стандарт педагога в Министерстве труда и социальной защиты?
- 17.10.2013г
- 18.10.2013г
- 14.11.2013г
3. Что определяет Профессиональный стандарт педагога?
- Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование
- Основные требования к квалификации педагога
- Деятельность образовательной организации
4. Под каким номером зарегистрирован Профессиональный стандарт педагога?
5. В каждом учебном заведении должен быть осуществлён комплекс мер по переходу на новые стандарты. Кем должно производиться введение профстандартов педагога в каждой конкретной организации?
- Соответствующими комиссиями, состоящими из представителей администрации организации и представителей профессиональных сообществ
- Заинтересованными педагогами
- Руководством ОУ, заинтересованными педагогами и главой родительского комитета
6. Когда должен применяться профстандарт педагога?
- При приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями
- В моменты выборочной проверки профессиональных навыков определенного педагога
- В момент увольнения
7. Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить с помощью:
- анонимного голосования педагогического коллектива
- собеседования
- внутреннего и внешнего аудита
8. Может ли профессиональный стандарт педагога быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения?
Выберите один ответ:
- да, профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
- нет, профессиональный стандарт педагога не может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
Тест «Методическая продукция педагога»
1. Какую из задач не может выполнять методическая продукция педагога?
- разъясняет приемы и методы
- излагает сведения, подлежащие распространению
- обобщает педагогический опыт
- служит решающим основанием для аттестации педагога
2. Какие виды классификации методической продукции существуют?
- по функциональному назначению
- по актуальности
- по периодичности
- по характеру информации
3. В чём состоит назначение информационно-методической продукции?
- проанализировать передовой педагогический опыт
- разъяснить, как применять инновационные педагогические технологии
- трактовать и комментировать нормативные документы в сфере образования
- изложить сведения, подлежащие распространению
4. Какой из элементов не относится к обязательным элементам структуры реферата?
- аннотация-отзыв
- теоретическая часть
- введение
- заключение
5. К организационно-методическим относятся следующие продукты
- памятка
- словарь
- учебно-методический комплекс
- сборник материалов
6. Учебно-методический комплекс - это
- система нормативной и учебно-методической документации, описание средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану
- учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию
- спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов
Итоговая аттестация «Формирование профессиональной компетентности учителя технологии в условиях реализации ФГОС ООО и СОО»
1. Ст. 43 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому
- право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях
- судебную защиту прав и свобод
- свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества
2. В ФЗ «Об образовании в РФ» Впервые на законодательном уровне выделены отдельные нормы, посвященные:
- дистанционным технологиям
- модульной системе организации образовательного процесса
- сетевому взаимодействию
- все ответы верные
3. ФГОС общего образования определяет
- определяет возможное содержание, изучаемое обучающимися общеобразовательных школ
- минимальный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе
- возможные программы, технологии, методы и способы организации обучения в общеобразовательной школе
- избыточный уровень освоения содержания образования в общеобразовательной школе
4. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность систем требований
- к уровню освоения предметных знаний учащихся и универсальных учебных действий
- к содержанию общеобразовательных дисциплин
- к образовательным результатам, образовательным программам, условиям реализации образовательного процесса
5. Какое место отводится предметным знаниям в новом ФГОС?
- Не являются основным компонентом содержания образования, уступая лидирующее место универсальным учебным действиям
- Являются одним из основных компонентов содержания образования и на ряду с другими определяют типы учебно-познавательной деятельности
- Является основным компонентом содержания образования, который определяет тип учебно-познавательной деятельности на занятиях
- Не является компонентом содержания образования и может быть заменен другим компонентом
6. Какие компетенции предполагает эффективная оценочная деятельность педагога?
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся
- умение формировать оценочную самостоятельность учащихся
- осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий
- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям
7. Соотнесите группы умений учителя и их конкретные проявления
- корректно и эффективно общаться с коллегами - Коммуникативные
- быстро распределять задания в группе - Организаторские
- подбирать приемы и способы обучения - Адаптационные
- анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий - Проектировочные
8. Функциями универсальных учебных действий являются
- обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
- обеспечивают субъекта развитием универсальных качеств, необходимых при реализации любых видов деятельности
- обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
- обеспечивают субъекта совокупностью умений, которые могут заменять недостаток предметных знаний
9. Развитию регулятивных универсальных учебных действий способствует также использование в учебном процессе системы следующих индивидуальных или групповых учебных заданий
- соблюдение графика подготовки и предоставления материалов
- отслеживание продвижения в выполнении задания
- планирование этапов выполнения работы
- все ответы верные
10. Выдержка из какой статьи «Закона об образовании РФ» приведена? «...к компетенции образовательного учреждения относятся: определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе…».
11. Характеристика какой ключевой идеи, заложенной в предметное содержание, дидактическое обеспечение и методическое сопровождение УМК, соответствующих ФГОС, приведена? «Предусматривает отбор учебного содержания и видов деятельности обучающихся, направленный на формирование в процессе обучения и воспитания системы ценностей личности»
- Формирование ценностных ориентиров
- Синтез традиций и инноваций
- Воспитание гражданина
- Обучение в деятельности
12. Регулятивные учебные действия - это
- группа умений, отвечающих за планирование и организацию самостоятельной учебной деятельности
- группа умений, позволяющая планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность
- группа умений, отвечающая за контроль и оценку результатов собственной учебной деятельности
13. Какой метод будет неэффективным для выявления уровня сформированности УУД
- анкетирование
- фронтальный опрос
- целенаправленные наблюдения за деятельностью школьников
- проведение бесед, специально ориентированных на владение умениями
- анализ ответов на уроках, письменных работ
14. Совместная деятельность - это
- общественно полезная деятельность граждан по производству товаров и оказанию платных услуг
- обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений
- это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей
15. Какой блок отсутствует в структуре профессионального стандарта «Педагог»?
- Общие сведения о роде деятельности
- Сведения об организации-разработчике документа
- Подробная характеристика трудовых функций и требований к квалификации
- Сведения об уровне достижений
- Описание трудовых функций с учетом квалификационных уровней
16. Какие из перечисленных особенностей характеризуют особенности профессионального стандарта учителей-предметников?
- наличие дополнительных требований к учителям, преподающим математику и русский язык
- закрепление дифференциации стандартов для учителей разного уровня квалификации
- возможность изменения и переработки отдельных пунктов документа с учетом региональных особенностей и специализации школы
- отсутствие разграничения между профессиональными и личностными качествами работников сферы образования
- все ответы верные
17. В чём состоит отличие методического комментария от методического описания как методического продукта?
- комментарий может как быть частью, так и включать в себя описание
- работа над методическими комментариями к одной работе может завершиться круглым столом
- комментарий создается одним автором как сопровождение методической продукции другого
18. Выбор методической темы педагога не может быть обусловлен
- спецификой деятельности
- потребностями субъектов взаимодействия
- приказом администрации
- личным практическим педагогическим опытом педагога
|