Как стать КЛАССНЫМ классным руководителем?
Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть, чтобы ребята считали его лидером?
Общие характеристики:
- Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству и невежеству.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
- Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.
- Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.
Классному руководителю нужно иметь:
- внутреннюю нравственную свободу;
- независимость мышления;
- свободу выбора образа мыслей и поведения;
- осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.
Нужно уметь:
- анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности;
- научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность;
- оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого;
- планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника;
- устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.
Самое главное для классного руководителя в общении с детьми:
- внимание;
- доброжелательность;
- доброта;
- забота;
- искренность;
- коммуникабельность;
- ответственность;
- отзывчивость;
- открытость;
- понимание;
- сдержанность;
- серьезность;
- современность;
- справедливость;
- целеустремленность;
- чувство юмора.
Самое главное для классного руководителя в общении с родителями:
- вежливость;
- деликатность (такт);
- спокойствие;
- терпеливость;
- честность и справедливость;
- высокий уровень культуры.
Быть классным руководителем - значит:
- быть всегда на стороне справедливости;
- взять на себя большую ответственность;
- заботиться о каждом воспитаннике своего класса: о его психическом, физическом и нравственном состоянии;
- заменить маму и папу, старшую подругу или друга;
- помогать (в учении, в общении с классом и окружающим социумом, с родителями, в самоопределении и саморазвитии);
- руководить и поддерживать дисциплину;
- уметь слушать и понимать.
Памятка для классного руководителя:
- Не будь назойливым, помни: у каждого свой мир интересов и увлечений, печалей и радостей.
- Сохраняй спокойствие, пока не найдешь правду!
- Войди в ситуацию, попробуй понять, что чувствует ребёнок. Реши, что делать дальше.
- Совершай добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!
- Доставь ребёнку радость общения с тобой! Похвали! Укажи на успехи! Воодушеви!
- Дай ребёнку больше самостоятельности и права выбора.
- Будь внимателен! Умерь свои ожидания. Дети - это совсем не взрослые!
- Избегай обвинений!
- Покори в себе гордыню! Признайся, что и ты чего-то не знаешь!
- Развивай в себе незаурядность! Импровизируй!
- Не сравнивай себя с другими педагогами! Сравни себя сегодняшнего с собой вчерашним.
Очень хочется, чтобы представление о работе классного руководителя было довольно полным. Для установления контакта с детьми ему необходимо как педагогу одновременно принадлежать «миру детства» и «миру взрослых» и находиться на границе этих двух миров, иначе происходит потеря социальной восприимчивости (как говорят психологи, сензитивности).
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением общество, государство, родители - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг…
Вот такое поле деятельности у наших КЛАССНЫХ классных!!!
Пусть во всем вам сопутствует успех!
Желаем, чтобы удавалось
В реальность планы воплотить,
Чтоб все, что хочется, сбывалось,
Легко и интересно жить!
Мечты заветной, цели ясной,
Любви, заботы и тепла,
Не забывать, что жизнь прекрасна,
Здоровья, счастья и добра! |