Классификация сайтов
Сайт - это возможность решения различных маркетинговых и коммерческих задач Вашего бизнеса. Сайт является набором веб-страниц, объединенных общей тематикой и связанных между собой гиперссылками, единой системой навигации. В зависимости от решаемых задач для создания сайта выбирают тот или иной язык серверных скриптов. Для создания малых и средних интерактивных сайтов целесообразно применить язык сценариев PHP. Конкурентами PHP являются технологии ASP, JSP, Cold Fusion, Perl. Достоинством языка PHP является то, что он является бесплатным, имеет открытые исходные коды и работает почти на всех платформах.
В настоящее время в Сети Интернет существует огромное количество сайтов. Эти сайты самые разные и отличаются друг от друга по очень большому количеству параметров. Но можно ли построить определённую классификацию сайтов, свести всё это многообразие к определённым их типам и видам? В этой статье мы попытаемся сделать это для Вас.
Виды сайтов по технологиям, влияющим на дизайн и функциональность:
- Статические сайты и веб-страницы - это сайты, сделанные по классической технологии html. Веб-страницы таких сайтов написаны полностью на языке html и имеют расширение .htm или .html. Статическими они называются потому, что, набирая определённый адрес (URL), соответствующий сайту или его определённой странице, вы всегда будете видеть одно и то же содержание. Это потому, что статические html-страницы лежат на сервере в неизменном виде и по вашему запросу сервер просто берёт их и отправляет вам в браузер. С динамическими страницами, которые не существуют в заранее предопределённом виде на сервере, а формируются при помощи серверных скриптов, ситуация иная, и, набирая один и тот же адрес, вы, в зависимости от разных условий, можете получать совершенно разное содержание. Статические сайты имеют свои как плюсы, так и минусы. Плюсы статических сайтов - это простота их создания и нетребовательность к аппаратным ресурсам. Статические сайты не требуют поддержки скриптов и баз данных и могут быть размещены на абсолютно любом хостинге, при этом они не будут создавать почти никакой нагрузки на сервер, и с ними не возникнет проблема, когда сайт тормозит или выдаёт различные сбои при большом притоке посетителей. Статические сайты могут включать в себя графику, анимацию и javascript, они прекрасно подходят для предоставления пользователям информации, которая не должна, по крайней мере, часто и существенно изменяться. Основным минусом статических сайтов является отсутствие интерактивности. Кроме того, в таких сайтах сложнее изменить информацию, внешний вид и дизайн страниц.
- Динамические сайты и веб-страницы не существуют в неизменном виде на сервере, а формируются при помощи скриптов. Содержание и вид динамической страницы с одним и тем же адресом может быть совершенно различным в зависимости от разных условий - например, в зависимости от времени, от конкретного пользователя, от введённого пользователем запроса и т.п. Скрипты, которые используются для формирования динамических веб-страниц, могут быть написаны на разных языках. Распространёнными языками веб-программирования являются, например, php, perl, asp и т.д. Такие сайты могут предоставлять пользователям интерактивность - например, вводить разные запросы и осуществлять поиск по сайту, отправлять на сайт и сохранять свою собственную информацию и осуществлять общение с другими пользователями (как, например, в гостевых книгах, форумах и т.п.) и многие другие функциональные возможности. Кроме того, ведение и обновление этих сайтов гораздо проще. Минусы динамических сайтов в том, что они требуют поддержку дополнительных технологий, создают повышенную нагрузку на сервер, их сложнее оптимизировать, а ещё использование на сайте скриптов означает потенциальную угрозу для безопасности.
- Флэш-сайты. Технология флэш (flash) позволяет создавать очень красивые, интерактивные, со звуком и анимацией сайты, которые выглядят на порядок эффектнее, чем обычные html-сайты. Однако сложность и трудоёмкость их изготовления, а также то, что страницы, созданные на флэш, имеют, как правило, большой вес и долго загружаются, что отпугивает часть пользователей, приводит к тому, что флэш-сайты не получили пока слишком широкого распространения у пользователей.
- Комбинированные сайты, в которых используются вышеизложенные технологии создания сайтов.
Также все сайты Интернета делятся:
- по своей направленности;
- по типу макета.
Рассмотрим классификацию сайтов по типам. Итак, по направленности существуют такие типы сайтов:
- сайт-визитка;
- официальный сайт;
- персональная страница;
- некоммерческий сайт;
- коммерческий сайт;
- контент-сайт;
- социально-ориентированный сайт.
В большинстве случаев любой ресурс можно точно сопоставить с одним из представленных здесь типов сайтов. Но встречаются и такие веб-сайты, которые могут быть отнесены сразу к нескольким категориям. Рассмотрим отдельно каждый из семи типов сайтов.
1. Сайт-визитка - это сайт отдельного человека или небольшой компании. Ресурс такого типа, как правило, содержит лишь несколько страниц, на которых указываются деятельность, цены, контакты и т.д. Сюда можно отнести сайты индивидуальных предпринимателей: адвокатов, частных детективов, переводчиков, копирайтеров, рекламщиков. Да и вообще любых специалистов, которым веб-сайт необходим для продвижения собственных услуг, осуществляемых в оффлайне. Поэтому все назначение сайта сводится к рекламе таких услуг.
2. Официальный сайт - к этому типу сайтов относятся ресурсы больших организаций и корпораций. На страницах такого сайта уже находится гораздо больше информации, чем на сайте-визитке, а оформлены они по более сложной схеме. Сюда, например, относятся такие сайты, как как microsoft.com, apple.com, siemens.com, gazprom.ru, rosneft.ru... А также все сайты правительственных организаций: сайт президента РФ, правительства РФ и т.д.
3. Персональная страница - раньше назывались сайты, которые действительно состояли только из одной веб-страницы. Сегодня к этому типу относятся уже все многостраничные ресурсы, сделанные одним человеком, который хочет чем-то поделиться с читателями, о чём-то им сказать. Сюда же можно отнести многочисленные блоги, выложенные на платных хостингах.
4. Некоммерческие сайты - к данному типу сайтов относятся ресурсы, которые, как правило, располагаются на доменах .org. и принадлежат некоммерческим организациям. Сокращение org и расшифровывается как organisation - организация. В первую очередь, здесь нужно назвать Википедию, а также различные организации по стандартизации - iso.org, w3.org и.т.д. Некоммерческими сайтами являются также ресурсы разных добровольных организаций, наподобие гринписа, врачей без границ, красного креста, комитета солдатских матерей и пр. Для двух особых категорий сайтов некоммерческих организаций, а именно сайтов государственных и образовательных учреждений в интернете даже выделены специальные доменные зоны: .gov и .edu. Причём, в отличие от популярных доменных зон .com, .org, национальных доменных зон и т.п., попасть туда может далеко не каждый желающий. Таким образом, расположение сайта в зоне .edu, например, - это гарантия солидности образовательного учреждения.
5. Коммерческие сайты - к коммерческому типу причисляются сайты (по данной классификации), основной доход от которых владельцы получают не с рекламы. Основные виды заработка на таких ресурсах – продажи и платные сервисы.
5.1. Интернет-магазины - эта самый распространенный тип коммерческих сайтов. Нужно отметить, что эти ресурсы – одни из самых сложных в изготовлении. Вы только представьте – помимо описаний всех товаров (которые автоматически должны меняться в зависимости от наличия-отсутствия на складе, цены и т.д.), нужно обеспечить ещё качественный поиск продукции, создать систему настраиваемых профилей для клиентов; сделать системы пополнения счёта и покупок и пр. Всё это потребует мощного программирования. Простым знанием HTML и CSS здесь ограничиться не удастся. Пример такого сайта - ozon.ru. Основным заработком интернет-магазина являются онлайн-продажи собственных товаров, а не реклама чужих.
5.2. Интернет-агентства - к этому типу сайтов относятся ресурсы, на которых команды профессионалов в определенной области предлагают свои услуги, предоставляемые в режиме онлайн. Сюда можно отнести бюро онлайн-переводов, студии по созданию сайтов, фирмы по продвижению ресурсов и др.
5.3. Платные сервисы - к этой группе относятся такие сайты, на которых за возможность определенных действий с посетителей взымается плата. Сами сервисы - это и просмотр видео, и тесты онлайн, и возможность скачивания редких материалов, музыки, кино и т.д. Есть даже платные новостные сайты, на которых посетители отдают деньги за отсутствие рекламы. Часто системы платных сервисов напоминают контент-сайты, но отличаются от них другим способом заработка.
6. Контент-сайты - самый распространенный тип сайтов в Интернете. Основной способ заработка их владельцев - это, конечно же, реклама. Контент-сайты, в свою очередь, подразделяются на девять подтипов:
6.1. Информационные сайты - это сайты, на которых размещаются статьи по конкретной и относительно узкой тематике. В отличие от остальных типов сайтов, здесь основной трафик идёт с поисковых систем. Поэтому особенность раскрутки этих ресурсов - в непрерывном стремлении к улучшению позиций сайта в поисковиках. Именно сайт такого типа я и советую вам создавать, если вы новичок.
6.2. Развлекательные сайты - это сайты, содержащие на своих страницах развлекательный контент: ролики, комиксы, карикатуры, анекдоты, истории, рассказы и т.д. Развлекательный сайт сделать проще, чем информационный. Но, во-первых, контент развлекательных сайтов в большинстве случаев неуникален, а значит, сложности в раскрутке будут обеспечены. А во-вторых, стоимость размещения рекламы на развлекательном сайте ниже, чем на информационном, так что финансовая отдача тоже будет меньше. Как итог, я не советую создавать развлекательные сайты, если вашей целью является заработок.
6.3. Новостные сайты - это сайты, на которых всегда можно прочитать свежие новости. В отличие от других подтипов контент-сайтов, новостные ресурсы очень сложно создать и поддерживать в одиночку. И в первую очередь, из-за большого объёма размещаемой в единицу времени информации. Как только появилась новость, то её нужно тут же написать и опубликовать. Поэтому здесь нужна как минимум небольшая команда специалистов.
6.4. Сайты для скачивания - к этому типу относятся сайты для скачивания музыки, кино, книг, различного софта, и пр. Кстати, сайты, на которых можно скачать программное обеспечение, называют еще варез-сайтами, или варезниками. Они низко котируются у рекламодателей, как и развлекательные сайты.
6.5. Фото-сайты - на ресурсах этого типа размещаются фотографии. Это может быть как фотобанк, так и хостинг для частных фотографов. В последнем случае необходимо создание профилей пользователей, для чего требуются хорошие навыки программирования.
6.6. Каталоги - сайты, на которых размещены списки других сайтов, отсортированные по категориям. Такой ресурс очень сложно развить и раскрутить. Он просто нерентабелен изначально. Поэтому опытные вебмастера настоятельно советуют новичкам воздержаться от создания каталогов. И тем не менее, каждый день в Рунете появляются сотни новых ресурсов этого типа, закрывающиеся через пару-тройку месяцев.
6.7. Доски объявлений - электронные доски объявлений позволяют каждому пользователю Интернета разместить на ней любую информацию, на его усмотрение. Этот тип сайтов немного лучше каталогов, но если доска объявлений немодерируемая, то и здесь не стоит рассчитывать на успех.
6.8. Торрент-сайты - хороший тип сайта, гибрид форума и сайта для скачивания. На сегодняшний день значительная доля файлов большого размера перекачивается как раз по торрент-технологии. Пользователи предпочтут загрузить фильм одним файлом с помощью торрента, чем качать этот же файл по частям с незнакомого и подозрительного сайта. Этот факт позволяет каждому раскрученному торрент-сайту удерживать немалую аудиторию постоянных посетителей.
6.9. Порталы - это контент-сайты, где есть «всё». Нужны новости – пожалуйста. Хотите что-то скачать – нет проблем. Ищете новые знакомства – и это мы можем. Желаете анекдотов почитать – и они здесь есть! Раньше, на заре появления Рунета, Интернет-порталы подменили собой сам Интернет. В том смысле, что пользователи не посещали множество веб-ресурсов, ограничиваясь вместо этого лишь конкретным порталом. И находили там всё, что было нужно. Сейчас нечто подобное произошло с социальными сетями. Но о них поговорим чуть позже.
7. Социально-ориентированные сайты - эти сайты, как и Интернет-магазины, крайне сложны в изготовлении. Для реализации всех необходимых сервисов требуются неплохие навыки программирования. Кроме того, раскрутка таких сайтов имеет свои особенности и зачастую она куда сложнее, чем для контент-сайта. Тем не менее, результат, который можно получить на выходе, даёт стимул для появления в Интернете всё новых и новых сайтов социальной направленности.
7.1. Социальные сети - сегодня такие сайты как Вконтакте, Одноклассники и Фейсбук действительно подменили собой Интернет. Для многих уже само слово «Интернет» является синонимом названия какой-то социальной сети. И всё потому, что в социальных сетях есть действительно почти всё, что нужно каждому конкретному пользователю, который сам формирует там собственное медиа-окружение.
7.2. Сайты знакомств - это те же социальные сети, только проще. Цель у сайтов такого типа - куда более узкая, поэтому и посещаемость существенно меньше. С другой стороны, на сайте знакомств можно неплохо зарабатывать на платных сервисах даже при относительно небольшой аудитории.
7.3. Биржи - это такой социальный сервис, где есть два вида пользователей, которых условно можно назвать «покупателями» и «продавцами». Соответственно, на сайтах этого типа происходит обмен товарами или услугами на платной основе. Самые яркие примеры – eBay, irr.ru биржи фриланесров, копирайтеров и т.д.
7.4. Форумы - это самый простой тип сайтов из социально-направленных. Поэтому форум может быть создан даже без базовых знаний HTML и CSS. Например, вы можете это сделать, воспользовавшись бесплатным конструктором форумов. Но вот раскрутить сайт такого типа уже очень сложно, а в отдельных ситуациях - и невозможно. Самые посещаемые форумы - обычно те, которые связаны с раскрученным сайтом. В этом случае форум - как бы приложение к основному ресурсу. Именно рост сайта может вытянуть за собой и форум. Но если речь идёт о самостоятельном форуме, то у него такой поддержки просто нет, а, следовательно, и шансов на продвижение тоже немного.
Итак, в данной статье перечислены и кратко описаны основные типы сайтов, существующие в Интернете. Какой из них создавать и на какую тему - решать, конечно, вам, и никому, кроме вас. Но если вы ищите простейший способ создания сайта и последующего заработка на нём, то советую выбирать информационный тип сайта. |